Аристотелевские категории можно понимать двояко. С одной стороны, они задают онтологический статус описываемого объекта. В этом смысле категории - это вторые сущности, классы объектов, объединения на основе общих свойств, которые и определяют категорию в целом. С другой стороны, эти категории есть своеобразная сетка координат, задающая гносеологический статус объекта. Согласно такому понимаю, гносеологическое представление об объекте мы получаем задав конкретные значения этих координат.
Платоновская категориальная сетка может в том же смысле пониматься как некая система координат, однако координаты, которые выбирает Платон, позволяют получит представление о предмете в целом, о его идее, нежели о его непосредственном проявлении в ситуации. Платон берёт за основу пять родов, необходимых для различения объектов: бытие, тождество, различие, покой и движение. Платон берет противоположности, поскольку ясно, что если тело в какой-то степени обладает некоторым качеством, то оно неизбежно обладает и противоположенным качеством в некотором степени. Платон не берет качества противоположенного бытию, поскольку если что-то не существует, то мы не можем его даже помыслить и потому, не можем ничего о нем сказать, не можем определить для него значение какого-либо качества.
Аристотелевская сетка, пожалуй, более полна и универсальна как раз в силу своей двоякости. Она позволяет, в зависимости от того или иного понимая, описывать и объект в общем (его идею, если следовать платоновской терминологии), и объект в ситуации, его конкретное проявление в чувственном мире. Платоновская же сетка справляется лишь с первой задачей, не допуская понимая, аналогичного второму.
Комментариев нет:
Отправить комментарий