воскресенье, 13 ноября 2011 г.
В чём мудрость Сократа?
Как Сократ понимает само понятие "мудрость", "мудрый человек"? По всей видимости, понимание Сократа совпадает с современным бытовым пониманием этого понятия. Это практическая мудрость, мудрость, как знание, позволяющее принимать правильные решения в повседневной жизни. Мы называем мудрым человеком человека, к которому готовы идти за советом, чьему мнению готовы довериться. На основании мыслей которого, готовы принимать собственные решения. Можно сказать, что мудрый человек - это профессионал, человек компетентный. Однако не со всеми вопросами мы идем к одному человеку. Вопросы бывают разные. Глобально можно поделить вопросы возникающие в нашей жизни на три сферы. Условно назовем их: бытовая, социальная и духовная. К бытовым вопросам можно отнести вопросы типа "Как хранить зерно, чтобы оно не испортилось?", "Из чего построить дом, чтобы он не рухнул?", "Какое количество денег положить в банк, чтобы процентов по вкладу хватало на коммунальные платежи?". Людей, чьим мнениям мы доверяем в этиха вопросам, Сократ называет ремесленниками. К вопросам социальным относятся такие вопросы как "Как общество должно наказывать преступников?", "Как мы, как социум должны взаимодействовать с соседней группой людей?", "Как принимать решения, влияющие на всех, если единого мнения не достигнуто?". Люди, компетентные в таких вопросах, называются Сократом государственными людьми. А вопросы духовные - это вопросы о ценностях в жизни, о том, что такое любовь, ради чего мы живем, какие чувства мы испытываем, какие из них достойны, а какие нет. Людей, к чьему мнению мы прислушиваемся в таких вопросах Сократ называет поэтами. Пытаясь найти мудрого человека, Сократ по очереди обходит государственных людей, поэтов и ремесленников. Каждый из тех, к кому приходит Сократ действительно является профессионалом в своей области. Люди и правда приходят к ним за советом и получают его. Поэтому окружающие и называют их мудрыми. Но Сократ разочаровывается в них. Для Сократа у мудрости есть вторая, не менее важная сторона. Помимо компетенции в своей области принципиально понимание границ своей компетентности, трезвой оценки своей сферы "мудрости". Ведь кого мы называем "немудрым", "глупым"? Человека, который напротив делает суждения про вещи, в которых не разбирается, в которых не компетентен. И каждый из тех, к кому приходит Сократ, грешит этим. Да, ремесленник знает, как обжигать горшки, в этом он профессионал. Но как только он начинает рассуждать о чем-то другом, он тут же проявляет свою "немудрость". Проблема также не только в границах сферы своей компетентности, но и в глубине. Государственных людей, в частности, Сократ обвиняет в том, что они не готовы признать того, что в том, в чем разбираются, они разбираются не в совершенстве. Глядя на прензии Сократа к поэтам, можно выделить еще одно свойство мудрого человека - осознанность своего мнения. Мудрый человек - это не просто тот, кто высказывается по тем и только тем вопросам, в которых разбирается, трезво оценивая степень своего профессионализма. Это еще и человек, чьи мнения осознаны, являются результатом размышлений, и могут быть обоснованы и разъяснены при необходимости. Эти три качетва в совокупности и составляют для Сократа понятие "мудрого человека". И его фразу "Я знаю, что ничего не знаю" стоит понимать именно так, он не является профессионалом ни в чем, он не может дать людям компетентный совет в какой-либо области, однако он трезво осознает это, не делает суждений о том, в чем не разбирается, и, следовательно, подходит под определение "мудрого". Отметим, что подход Сократа к мудрости очень практичен. Если под мудрым человеком понимать именно реального советчика, то мы как раз и должны требовать от него компетентности в тех вопросах, по которым он советует (как следствие, он не должен советовать по другим вопросам), а также осознанности своих суждений, чтобы мы могли разобраться при желании почему то или иное его мнение верно.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Доработанная окончательная версия «Решения парадоксов»
ОтветитьУдалитьВЕТВЬ /противоречивых суждений/ развёртывается при не фиксировании момента смыслового изменения ВЕДОМОГО /понятия в рассматриваемом вопросе/ полагающегося при переходе из МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО (МксВ-ого) к МИНИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОМУ (МнмВ-ому) УРОВНЮ ЗАВИСИМОСТИ (УЗ-и) от смысла ВЕДУЩЕГО понятия полагающегося на переднем плане для рассмотрения - Вдщ1 - и, соответственно, из МнмВ-ого к МксВ-ому УЗ-и от смысла ВЕДУЩЕГО понятия оставшегося за кадром или же перешедшего на задний план – Вдщ2 /антонима Вдщ1/.
Смысл ВЕДОМОГО:
«Критянин» перешедшего из МксВ-ого УЗ-и от смысла Вдщ1 «лжецы» к
МксВ-ому УЗ-и от смысла Вдщ2 «не лжецы» стал антонимом прежнему;
«Я» … «ложь» к … «правда» …;
Есть также ВЕТВЬ мнимая, развёртывание которой не связана с «не фиксированием момента …», ибо смыслового изменения полагающего развёртывание ВЕТВИ здесь нет.
Смысл ВЕДОМОГО:
«Ахиллес» не перешедшего из МксВ-ого УЗ-и от смысла Вдщ1 «путь
пройденный черепахой» к МксВ-ому УЗ-и от смысла Вдщ2 «пути не
пройденной черепахой» не допускает обгона;
«Стрела» … «движущаяся» … «покоящаяся»
преподносится как смысл перешедшего к антониму;
«Мнение Платона о ложности последующего мнения Сократа» …
«ПОДТВЕРЖДЕНИЯ /Сократом этого мнения Платона/» … «не
ПОДТВЕРЖДЕНИЯ» ...;
«Времени затраченного» … «преодоления полпути» … «преодоление всего пути»
не допускает достижения конца намеченного пути;
«Буриданов осёл» … «НЕУМЕНИЕ /делать выбор между двумя одинаковыми
стогами сена/» … «УМЕНИЕ» обречёт животное на смерть от голода;
«Сюрпризная дата казни» … «определения надсмотрщика» … «оптимистического
размышления приговорённого» не отменяет его казни в следующей
неделе;
«Брадобрей» … «бреющих себя» … «не бреющих себя» не допускает небритого
вида для брадобрея.
«Куча», «Лысый», «Корабль Тесея», «Яйцо или курица» не полагают развёртываний в отношение к себе даже мнимых ВЕТВЕЙ.